|

| Семь простых правил, как не испортить пейзаж. |
|
| Альбом: Статьи |
Album: Articles |
Семь простых правил, как не испортить пейзаж.
Меня иногда спрашивают: ой, я скоро поеду в такое-то место, там красиво. Что надо учесть, чтобы сфотографировать пейзаж и не испортить его???
Итак, семь простых правил, как не испортить пейзажный снимок.
1) Штатив обязателен. Без обсуждения.
Любой, хоть настольный: его всегда можно на что-то поставить.
2) Задержка спуска (особенно при шатком штативе).
И лучше на 10 секунд: упругая система из штатива, фотоаппарата и торчащего тяжелого объектива может успокаиваться очень долго.
3) Если зеркальный фотоаппарат: снимать только в формат raw. Без обсуждений.
4) Брекетинг. Не уверены, или некогда думать - делайте брекетинг на 2/3 ступени. Или на целую ступень. А то и пять кадров с шагом в ступень: чего жалеть место на карте памяти в ущерб снимкам. А вот делать его руками, применяя компенсацию/коррекцию экспозиции, или настроить автомат - никакой разницы нет.
5) Режим съемки: Av - приоритет диафрагмы, или сценарный "пейзаж" для компактов.
6) Диафрагма: 8 или 11.
Если у вас компакт - сцена "пейзаж" все сделает сама.
7) ISO: 100 (минимальное на вашей фотокамере).
Если компатная камера - к вам не относится пункт про raw, а все остальное даже важнее, чем для зеркалки. Ставьте подходящую режим/сцену "пейзаж" и тщательно выбирайте Баланс Белого: часть настроек фотоапппарат сделает за вас.
Или включайте ручной режим с продуманными настройками.
Ну и конечно же: делайте все быстро и аккуратно, желательно без всякого креативничания.
Горизонт должен быть горизонтален, про линии третей хорошо бы не забывать. А если у вас есть время - лучше снимите одну и ту же картину с разных точек и разными фокусными расстояниями, разными объективами или режимами.
Все : ))))
Вот и все необходимые секреты.
Ниже я все разберу подробнее, но если вы понимаете, о чем речь - можно дальше и не читать.
Соблюдение эти правил сделает ваш пейзаж красивее. Но зато гарантированно избавит от самых распространенных ошибок, когда потом смотришь на снимок и: "эх, все получилось, но вот только...". А назад во времени уже не вернуться и эту мелочь не исправить.
-----
Некоторые изыски и рекомендации для тех, кто захочет продвинуться чуть дальше, в основном для зеркалок.
Сначала - тоже кратко.
- Защитный фильтр: сейчас они есть и для зеркалок, и для компактов. Носите не снимая.
- Бленда. Вреда от нее никакого, а пользы иногда - цельный вагон. Лучше ее одеть, а для компактов - сделать самому или блендировать руками.
- Фотогруша. У хорошего фотографа - всегда под рукой.
- Карандаш для чистки оптики фирмы LensPen должен жить рядом с фотогрушей.
- Предподъем зеркала желателен (для печати больших снимков, или при шатком штативе)
- Экспозамер. Сейчас я начинаю склоняться к мысли, что может быть все-таки матричный. Хотя, если raw и брекетинг - то это не очень существенно. Равно как при этом не очень существенны и остальные параметры съемки.
- Тросик: в принципе не обязательно. Иногда с ним удобнее, но задержка спуска его полностью заменяет.
- Полярик: о, да. Это сильно улучшит конечный результат.
- Какое фокусное расстояние... Да, иногда спрашивают и такое. Глупый вопрос. Фокусное то, какое нужно для данного снимка, из тех фокусных, что есть в наличии.
- Размер снимка и рава: не морочьте голову подобными вопросами: все по максимуму, не жалейте карточку. Во времена одноразовых вещей - вам жалко многоразовую карточку... Смешно!
- Носить с собой горизонт в виде простейшего дешевого фотоуровня - очень полезно. Даже если вы его не примените - он будет постоянно напоминать вам о горизонте.
- HDR: забудьте о нем раз и навсегда.
- Не медлите. Пейзаж, против распространенного мнения - очень быстрый вид съемки.
---------------
А теперь то же самое, но подробно.
О построении кадра здесь мы говорить не будем: это очень большая и отдельная тема. Предположим, что вы уже стоите перед пейзажем и хотите "вот это вот" запечатлеть на память.
Технически создание фотографии делится на две части: само фотографирование, создание заготовки фотографии, так сказать - исходного сырья. И последующая обработка, о которой мы здесь тоже не будем говорить.
Обработку можно потом повторить не раз и не два, можно привлечь помощников, а вот снять, нарисовать исходник - вы с вашим фотоаппаратом и объективом можете только здесь и сейчас, поэтому речь идет именно о процессе фотосъемки.
1) Штатив.
Дело не в том, что вы пьете и нетвердо стоите на ногах. Дело в том, что вы фотографируете очень удаленные от вас объекты, или очень мелкие детали вроде листиков-веточек.
И на маленьком экранчике фотоаппарата - вы просто не видите, как они прыгают во все стороны.
Сделайте простейший эксперимент: включите на фотоаппарате максимальное увеличение снимка и максимальный "зум" и попробуйте держать фотоаппарат так, чтобы что-то далекое от вас четко замерло в кадре.
Какой бы не была короткой выдержка, детали на снимке будут прыгать во все стороны и размываться.
На конечном снимке результат, как ни странно - выразится совсем в другом.
Неотчетливые, мутные детали, как будто вне фокуса, омерзительная "каша из листьев" и общее впечатление неприятного снимка: это именно она. Микровибрация, а вовсе не "дешевый объектив" или "плохой фотоаппарат".
Если большой штатив носить совсем уж неудобно, то нужен хотя бы настольный. Поставить его на бордюр-камень-ступеньку можно много где.
Очень хороши пластиковые штативы "гориллаподы" - они легкие, их можно изгибать вбок и прислонять ножками к стенам или деревьям.
Так что, как говорится в подаренной мне фразе: "Без штатива - нет креатива" : ))
2) Задержка спуска.
Предназначена для борьбы с тем же самым: микровибрацией.
Штатив, особенно легкий, с установленным фотоаппаратом, особенно тяжелым - это гибкая упругая система. Даже при легком нажатии на кнопку спуска она прогибается, пружинит, а потом распрямляется и некоторое время ходит ходуном, пока не успокоится. И двух секунд ей бывает недостаточно.
Убедится в этом на собственном опыте можно способом, описанным выше: включив максимальное увеличение снимка.
3) Raw.
Если у вас компакт - ваше дело брекетинг, настройка ББ, резкости, цветопередачи и всех других параметров снимка.
Если у вас зеркалка - вы от всего этого избавлены, снимая в рав.
Компенсировать экспозицию из рава больше чем на ступень или две - полезут шумы, поэтому брекетинг нужен и с равом. А вот настроить все другие параметры, ничего не потеряв в качестве - вы сможете и потом, при обработке. Если снимали в рав.
4) Брекетинг.
Съемка с брекетингом - это создание короткой серии кадров с пошаговым изменением какого-то параметра. Чаще всего меняют экспозицию, то есть яркость снимка.
Какие детали вам окажутся важны на снимке, критично пережглись облака и провалились тени или нет - вы увидите только потом, на большом экране монитора. И если что-то оказалось критичным и испортило снимок - вы просто возьмете соседний кадр, а при съемке можете об этом не думать, сосредоточившись на построении кадра.
Ручная съемка с брекетингом: не меняя положение фотоаппарата на штативе, одним из главных колесиков-кнопок, как указано в инструкции, делайте "компенсацию экспозиции" и повторяйте снимок.
Компенсировать достаточно от -2EV до +2EV: это уже ОЧЕНЬ много.
С каким шагом делать эту компенсацию... В принципе, на 1/3 или 2/3 ступени можно сделать эту компенсацию и потом, в раве. На очень уже редких снимках при этом начинают появляться шумы. Так что решайте сами.
Как сделать автоматический брекетинг - написано в инструкции к фотоаппарату.
У компактов брекетинг и компенсация экспозиции тоже делаются, везде по разному. Но даже при отсутствии их остается старый, добрый способ с полунажатием на кнопку спуска.
Навели фотоаппарат на темный объект, полунажали спуск, довернули на нужную вам композицию, дожали кнопку до конца: снимок будет ярче. Если так же наводимся на яркий объект - снимок в целом будет темнее. Светлые и яркие объекты при пейзажной съемке надо выбирать расположенные далеко: при полунажатии фотоаппарат запомнит не только чркость, но и расстояние, на которое сфокусировался.
5) Режим съемки: Av - приоритет диафрагмы.
Это значит, что диафрагма будет такая, какую вы поставили, а выдержку фотоаппарат подберет сам, в зависимости от освещения, компенсации экспозиции и других параметров.
Вот и пусть подбирает и ставит, какую надо: все-равно у нас фотик стоит на штативе.
6) Диафрагма.
Обычно для пейзажей рекомендуется 8 или 11. Можно посмотреть график резкости вашего объектива и ставить ту, где резкость максимальна. Можно провести тест на резкость самому. Для некоего "среднестатистического" объектива пик резкости лежит как раз в диапазоне от 8 до 11, причем 11, наверное, лучше: больше будет зона резкости, "ГРИП", на том расстоянии, на которое вы сфокусируете объектив.
Впрочем, при диафрагме 8 или 11 промахнуться мимо фокуса трудно, но выдержка сильно удлиняется. Но у нас штатив: так что не страшно.
Вообще-то можно попробовать... Хотя, если мы о "простых" правилах: 8 или 11 - и все в сад.
7) ISO: 100.
У некоторых фотоаппаратов минимальное ИСО бывает 80, или 200 - ставьте минимальное. По простой причине: чем меньше ИСО, тем меньше шумы.
Для портретов и других видов съемки легкие шумы могут быть даже полезными, делая кадр более "мягким". Но пейзаж в конечном итоге печатается в большом размере и рассматривается в деталях: тут шумы и вылезут.
Низкое ИСО увеличивает выдержку, но при штативе это не очень страшно. Здесь есть некий паллиатив: повышение ИСО вызывает шумы, и увеличение выдержки на цифровом фотоаппарате тоже вызывает шумы.
Что шумит сильнее - зависит, наверное, от конкретных моделей фотокамер. Но по многочисленным наблюдениям, лучше снизить ИСО и увеличить выдержку.
-----
Про "Некоторые изыски и рекомендации" в деталях.
- Защитный фильтр.
Нужно его найти, купить и носить не снимая.
В воздухе носится много чего: бензиновые пузырьки, другая химия, песчинки с острыми гранями, дождь тоже представляет из себя отнюдь не дистилированную воду...
Все это будет оседать у вас на объективе: а на нем спереди - нанопленки, увеличивающие прозрачность, которые достаточно легко разъедаются химией или царапаются. Защитный фильтр, он же УФ (ультрафиолетовый) примет все это на себя.
Пройдет несколько лет - вы его выбросите и купите другой, а стекло вашего объектива останется чистым, как слеза. Чистая экономия.
- Бленда.
Это такая насадка в виде простой черной трубы, или более сложной формы, с лепестками (для широкоугольных объективов).
Зачем она нужна: представьте, что вы снимаете какую-то сцену, а солнце у вас впереди. В кадр оно не попало, но стоит ему оказаться хотя бы чуть-чуть впереди вас - его лучи попадут на переднюю линзу объектива.
И пошло-поехало: переотражаясь в линзах, оно доберется до самой матрицы и засветит часть снимка, создав или некое белесое пятно, или сделав весь снимок белесым, неконтрастным.
"Плохой фотоаппарат, дурацкий, испортил такой снимок!", - скажете вы. Хотя стоит задуматься, кто тут дурак : )))
Если бленды нет, или она не предусмотрена, как на компактах - загородите солнце рукой, листком бумаги, кепкй или чем угодно: лишь бы лучи от сильного источника света сбоку не попадали в объектив.
Не только солнце способно так действовать: мне приносили ночной снимок "вылета ангела" из колокольни, где оный мутный ангел был засветкой от прожектора, стоящего у ног фотографа, а вовсе не "мистической загадкой". Вообще, свет от любого яркого предмета, попадая на объектив сбоку - будет отнюдь не улучшать снимок. Отсекайте все боковые источники света блендой, рукой или листом бумаги, желательно черным и матовым.
- Фотогруша.
Вся пыль, носящаяся в воздухе - будет оседать у вас на объективе (на защитном фильтре). А хорошая пылинка при определенных условиях съемки - выйдет в виде расплывчатого пятна, или снизит контраст деталей на каком-то участке фотографии.
Если вы начнете чем-то вроде тряпки возить эту пылинку по линзе (или защитному фильтру) - она может своими острыми гранями поцапать стекло. Поэтому перед любой чисткой, сначала надо хорошенько продуть объектив сжатым воздухом.
Кстати, в девяноста процентов случаев этого бывает достаточно, чтобы вполне очистить оптику.
Фотогруша отличается от простой клизьмы тем, что внутри нее нет талька, который будет выдуваться на объектив, а засасываемый воздух проходит через фильтр от пыли.
- Карандаш для чистки оптики фирмы LensPen.
Эта фирма пока цепко держит лицензию на свою технологию, разработанную совсем недавно. По личному опыту: не то, что подделки - даже другие "тоже хорошие" чистящие карандаши и рядом не стоят по качеству чистки рядом с оригиналом.
Карандаши эти делаются и для зеркалок и для компактов, инструкция по использованию к ним прилагается, покупайте - и больше не беспокойтесь о отпечатках пальцев или иных жировых пятнах на оптике.
- Предподъем зеркала желателен.
Если вы собираетесь печатать совсем большие снимки, и резкость в деталях очень важна, или штатив очень неустойчив - лучше сделать и предподъем зеркала.
После нажатия на спуск, у вас в фотоаппарате произойдут следующие механические события: резко поднимется зеркало, и откроются-закроются шторки затвора.
С затвором сделать ничего нельзя, это часть съемочного процесса. А вот избежать того, что довольно-таки тяжелое, качественное зеркало резко прыгнет вверх и стукнется о ограничитель - можно, подняв его заранее. Тем более что механический импульс от подъема зеркала может попасть в резонансную частоту системы штатив-фотоаппарат, и она будет ну очень сильно раскачиваться во время съемки.
Как поднимать зеркало - смотрите в инструкции, это дополнительное действие, которое придется помнить и делать - но оно еще никому не мешало.
- Экспозамер.
До сих пор я ставил "усредненный", сейчас думаю *достает фотоаппарат и перепрограммирует пейзажный режим* попробовать матричный. Но при съемке в рав с брекетингом - сильно вы не ошибетесь.
Экспозамер - это измерение яркости сцены различными способами и получение трех параметров, экспотройки: диафрагма+выдержка+ИСО.
В режиме Av, при зафиксированном ИСО - это просто расчет необходимой выдержки. С которой по его, фотоаппарата, мнению - все получится "как надо".
Сказать фотоаппарату "я хочу темнее или светлее" - это и есть коррекция экспозамера, брекетинг.
Для тех же, кто хочет влезать в фотографию с головой - нужно разбираться с гистограммой: она расскажет все и про замер, и про многое другое. Тогда можно научиться снимать и без брекетинга.
- Спусковой тросик.
Штука хорошая, и пользоваться им приятно. Он избавляет фотоаппарат от того, что вы тыкаете в него пальцем во время спуска.
Но по настоящему он нужен только ночью, во время длительных выдержек, в режиме "ручная выдержка". Днем и вечером вполне достаточно применения задержки спуска.
- Полярик.
Поляризационный фильтр - это очень хорошая штука. Но он требует времени для применения.
Надо его достать, снять защитный фильтр, установить поляризационный, правильно его сориентировать по солнцу...
Но результат окажется очень сильным: обычно вы и не представляете, сколько белесых точек и отблесков находится на каждом участке кадра, делая его "белесым".
Поляризационный фильтр все это убирает: листва становится сочной и бархатной, вода - прозрачной, а голубое небо с облаками - красивым и насыщенным.
Но сам я пользуюсь поляриком редко. Пейзажи я снимаю в основном на Сигму 10-20, а устройство этого объектива таково, что почему-то он "сам" дает эффект поляризации.
- Какое фокусное расстояние нужно для пейзажей.
Глупый вопрос, но иногда приходится слышать и его.
Грубо говоря, фокусное расстояние определяет то, что из пейзажа влезает в кадр. То есть угол обзора. Вот что вы хотите сфотографировать - такое и нужно.
На самом деле - подоплека понятна, и правильно поставленный вопрос звучит так:
- Я наслушался разных разговоров и хочу купить объектив подороже и получше. Какой покупать, если я собираюсь снимать пейзажи?
Если вы находитесь на этой стадии - вам полностью хватит того, который есть (чаще всего это китовый), плюс несложные семь правил и аккуратные руки.
Многие современные компакты, не говоря уже о зеркалках и объективах - технически намного превосходят то, на что снималось в 20-го веке. Неужели вы думаете, что до 2000-го года никто не снимал красивых пейзажей? Или что технические примочки способны передавать "красоту"?
Причина всей шумной возни с дорогими стеклами и дорогими тушками совсем в другом.
В последнее время фотоаппарат стал некоей "статусной" вещью. В основном - для студенчества, но и многие другие освоили эту новинку: "игру в фотографов". А в играх, понятное дело, важен не конечный результат - а дороговизна и причиндалы "как настоящие".
Со штативом играть не интересно - он большой, неудобный и вообще непонятно, зачем нужен. И становиться в раскоряченную "профессиональную" позу с ним нет необходимости, а значит - не удастся продемонстрировать окружающим, что играет "настоящий профессионал".
Поэтому для тех, кто "играет в больших взрослых людей, фотографов" - важно, чтобы их игрушка, пистолетик... простите, фотокамера - была или "особой", или выглядела как большая, взрослая и дорогая. А лучше - чтобы и была таковой.
Это хорошо. Все эти играющие закачивают деньги в производителей фототехники, что позволяет им развиваться.
А с другой стороны - есть люди, которые делают фотографии. Причем все-равно чем: китами, компактами, или даже картонными коробками с дырками (потому что камера-обскура обладает уникальными достоинствами).
Так что, если вы хотите получать фотографии - вы либо точно знаете, что даст вам тот или иной объектив, или он вам не нужен.
Кроме того, в нашей стране на чердаках пылится большое количество дешевой советской техники, и с помощью некоторой беготни, а так же компьютера - вы можете "имитировать" любой объектив и понять, действительно ли он вам нужен.
Как поступать, когда в интернете вы натыкаетесь на рассуждения о достоинствах и недостатках той или иной техники: очень просто. Смотрите работы автора (если он рискует их показывать). Рассуждения псевдоумными словами о чем-то якобы важном - это неотъемлемая часть игры в фотографов, и таких можно спокойно игнорировать. Пятьдесят лет назад фотографы успешно справлялись тем, что было у них в руках, нет никаких причин, почему бы не справиться и вам.
Кроме того, сейчас в интернете достаточно легко искать фотографии по марке объектива: посмотрите, как красиво некоторые люди снимают на тот объектив, который у вас в руках, - и не морочьте себе голову лишними проблемами.
...
Вспоминая некоторые семинары, я понимаю, что такой ответ мало кого устроит. Чаще всего купить новый объектив "какой-нибудь получше" хотят не потому, что он нужен, а потому что "в данный момент могут себе это позволить". И вопрос "какой же, чтобы не прогадать" - снова встает во всей своей остроте.
С таким подходом - вы безусловно промахнетесь. Вплоть до того, что потеряете вкус к фотографии, так как потратите деньги, а результат окажется еще хуже.
Цены на фотообъективы формируются по принципу "покупатель будет долго и тщательно выбирать". Поэтому улучшение одних характеристик и свойств - идет за счет ухудшения других, иногда до полного безобразия. В описаниях и рекламе, конечно же, говорится только о хороших свойствах, имея в виду, что о всех остальных вы осведомлены.
Но новые стекла в любом случае расширяют знания фотографа.
Попробуйте такой подход: берите что-то дешевое, чтобы не жалеть о выброшенных деньгах - и обязательно не такое, какое у вас уже есть. Выгода очевидна: вы как минимум научитесь работать с новыми свойствами.
Или попробуйте более сложный подход: посмотрите, какие свойства вам нравится в вашем объективе, а какие раздражают.
Попробуйте усилить то, что нравится, или избавиться от того, что мешает.
Обычно мешает малый диапазон фокусных рассточний, поэтому 90% покупок "второго" объектива - это "тревелзум".
К сожалению, широчайший диапазон фокусных тревелзумов, даже дорогих - получается за счет такого ухудшения картинки, что она получается хуже, чем с компактов, и люди разочаровываются в фотографии вообще.
Берите дешевый тревелзум. Или объектив с постоянным фокусным, "фикс". Фиксы практически никогда не разочаровывают людей: большой недостаток, "отсутствие зума", в них компенсируется массой других достоинств.
- Размер и качество снимка и рава: максимальные. Не экономьте карты памяти: это ваши фотографии.
Вы потратились на фототехнику, время, поездку - но экономите карты памяти, которые сейчас стоят совсем смешные деньги? Глупо фотографировать - и при этом экономить на фотографиях.
Сэкономьте сразу на фотоаппарате: возьмите вместо него в поездку него побольше пива.
- Карманный горизонт.
Как говорит Д.Катков: горизонт надо носить с собой.
Я с самого начала купил эту дешевую и простую вещь: пластмасску с двумя "уровнями", устанавливаемую в "горячий башмак" - гнездо вспышки.
Им действительно удобно пользоваться в сложных ситуациях, но я был удивлен тем, что он обладает совершенно особой магией.
Проблема с горизонтом заключается в том, что при съемке люди просто забывают обращать на него внимание.
Выпрямить горизонт потом, на компьютере - легко, но при этом возможны потери в мелких деталях (мы прямоугольную решетку поворачиваем на случайный угол), и конечно - мы потеряем края кадра.
А простой уровень, даже не установленный при съемке на камеру, но постоянно попадающий в руки в фотосумке - внедряет в голову мысль: помни про горизонт.
И все становится легко и просто.
- HDR, или "волшебное расширение динамического диапазона до возможностей глаза".
То есть - сочетание несочетаемых яркостей, например: ослепительного неба и темной земли, самая популярная ловушка, в которую попадают начинающие пейзажисты.
Говорить о его недостатках можно бесконечно, так же как и о любой "волшебной технологии для ленивых неумех": похудании на 40 кило за неделю, зарабатывании миллиона в течении месяца и прочих благоглупостях в стиле обработки Буратино лисой Алисой и котом Базилио.
Вроде бы HDR применим для подслеповатых фотографий в газетах - но там он просто не нужен.
Вроде бы мастера фотошопа могут из него сделать что-то действительно стоящее - но им он уже не нужен.
Вроде бы, начав работать с ним, можно потом добиться и исчезновения его многочисленных недостатков - но это "потом" никогда не наступает по самой идее фотообработки.
Вроде бы он делает картинку "брутальнее и выразительнее" - но это потому, что побочным эффектом в нем являются увеличение разных контрастов, световых и цветовых, и т.д., а все это можно сделать и отдельно, и причем гораздо красивее.
Вроде бы он приближает узкий ДД (Динамический Диапазон одномоментно воспринимаемых яркостей) фотоаппарата к ДД человеческого глаза - но у глаза ДД и так намного МЕНЬШЕ, чем у фотоаппарата, наше зрение вообще работает по другому.
В общем, с какой стороны не возьми, HDR - бессмысленная и бесполезная "волшебная технология". Не тратьте на нее драгоценное время.
Ах да. А как же быть, когда сцена очень контрастна, то есть перепад яркостей очень велик?
Очень просто: raw, брекетинг - и грамотное применение обработки.
- Делайте все без спешки, но быстро.
Пейзаж, не смотря на кажущуюся постоянность - меняется быстро и не повторяется никогда. За считанные минуты тучи займут уже другое положение, в кадре появятся люди, солнечные лучи передвинутся, налетевший порыв ветра начнет раскачивать деревья и травы.. И та сцена, что вы хотели запечатлеть - не повторится ни через пять минут, ни завтра, ни через тысячу лет.
Как правило, у вас есть порядка минуты, чтобы распаковаться из походного состояния и провести съемку. Чаще всего на этой минуте все и заканчивается.
Но снимая быстро - надо делать это аккуратно и без лишнего "умствования". Заваленный горизонт не придает интереса пейзажу. С какой бы стати он его делал интереснее или красивее? А вот воспринять его - будет мешать так же, как соринка в глазу.
Еще один вечный вопрос с пейзажем: где расположить горизонт. Если не знаете где - располагайте "на третях": на одной из двух линий, делящих кадр на три горизонтальные части.
А если знаете где, или сцена "сама просит" другую компоновку кадра - так и делайте. Авторское виденье всегда интереснее классики, только не надо этим злоупотреблять.
И если остается время - попробуйте снять одно и тоже с разных точек. Шаг-другой вправо или влево, изменить фокусное или сделать зум, сделать горизонтальные и вертикальные кадры..
Потом один из них может "выстрелить", то есть оказаться "тем самым".
А может и не выстрелить: если вы пожалели карту памяти, что глупо, или просто поленились.
Вопрос с экономией карт памяти, периодически возникающий - мне вообще непонятен. Зачем фотографировать - если экономить и не фотографировать...
Каждый кадр вам что-то дает, каждый снимок, который вы делаете - рассказывает вам что-то новое в процессе его создания и изучения. И может потребоваться сильно увеличить снимок и сделать в нем коррекцию, чтобы узнать еще что-то: то есть воспользоваться равом.
Бывает конечно, что в поездке кончаются карты памяти: в спокойной обстановке потратьте десять минут и сотрите те снимки, которые оказались явно пересвечены или имели другой брак.
Тут, конечно, возникает проблема экономии аккумуляторов. Но если вы не возите с собой еще и запасной аккумулятор с зарядкой - переходите на развлечения с применением пива.
А оборудования для пейзажной фотосъемки требуется не так уж и много: всего несколько предметов.
1) Фотоаппарат. Любой. Желательно с объективом : )) В полном комплегте, готовый к съемке, то есть: с защитным фильтром на объективе, блендой, картой памяти и аккумулятором. Лучше, если заряженным : ))
2) Штатив. С возможностью установки фотоаппарата.
3) Запасные карты памяти.
4) Запасной аккумулятор, хотя бы один, и зарядное устройство.
5) Фотоуровень.
6) Чистящие средства: груша и карандаш для оптики.
7) Конечно же: руки, мозг, красивые места и созерцательное настроение : )))
И в заключение: что делать тогда, когда вы все-таки умудрились оказаться без штатива, а снимать нужно.
Для начала - поискать взглядом человека со штативом, чтобы попросить его на минутку.
Или достать свой карманный, настольный штатив.
С настольным или без него - поискать, на что можно поставить фотоаппарат. Обычно всегда есть на что, на какие-нибудь перила или другую точку опоры.
Накиньте на шею ремень на случай падения, прислоните фотоаппарат к опоре - и снимайте. Лучше прислонять несколькими точками, чтобы он не проворачивался под давлением рук.
Кстати, давить на фотоаппарат сильно не надо: лучше легко придерживать пальцами, чтобы удары пульса и прочий тремор мышц не передавались на камеру.
Всегда можно прислонить к дереву или стене, столбу: прислоняйте камеру тремя точками, например: боком корпуса и объективом. Тогда вам останется только легонько прижимать камеру к опоре: не с первого раза, но я так снимал ночью с выдержкой 30 секунд без всякого смаза.
А после этой съемки сразу же идите покупать штатив : ))))
Какой: любой. Все навороты и различия - для удобства или особых ситуаций. Единственное, что вам нужно от штатива, это чтобы под весом вашей камеры штативная головка не "ползла" вниз.
Для ношения с собой играет роль высота в сложенном состоянии, но главное в штативе - это вес.
Тяжелый и устойчивый штатив удобен, без сомненья. Он тяжел и устойчив (что очевидно : )).
А легкий штатив - легок.
Угадайте, какой из них будет храниться дома, а какой будет путешествовать вместе с вами и создавать снимки? : ))))))
Искренне Ваш, Старлинг (Владимир Скворцов, /, 2011)
Красивых вам фотографий!!! |
|